Историко-археологический форум Кубани и Крыма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Историко-археологический форум Кубани и Крыма » История и новости археологии » Новости археологии Крыма, Кубани и окрестностей


Новости археологии Крыма, Кубани и окрестностей

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Вдоль всего нижнего течения Днепра протянулись сотни курганов; некоторые из них по величине немногим уступали Чертомлыку. Особое внимание ученых привлекал огромный курган, стоящий на левом берегу Днепра, неподалеку от Никополя, вблизи села Большая Знаменка. Окрестные жители окрестили его Солохой, и под этим именем он вошел в историю.

Еще летом 1882 года Археологическая комиссия сообщала таврическому губернатору о своем намерении в следующем году приступить к раскопкам кургана. Однако в действительности исследования Солохи начались лишь в 1912 году. Раскопки кургана связаны с именем профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848-1918).

Курган был грандиозным — его высота превышала 18 м, и исследовать его за один год оказалось археологам не под силу. Раскопки растянулись на два сезона — 1912 и 1913 годы. Уже первый внешний осмотр Солохи показал, что и этот курган не избежал участи других: на склонах насыпи были заметны ямы и западины — остатки грабительских ям и лазов. Это, однако, не смутило Н.И. Веселовского: опыт подсказывал, что грабителям редко удавалось ограбить могилу начисто. Кроме того, под столь могучей насыпью могло скрываться не одно, а несколько захоронений, и маловероятно, чтобы ворам, орудовавшим в спешке из-за боязни быть застигнутыми на месте преступления или оказаться погребенными в завале, удалось найти и опустошить сразу все могилы.

Когда после долгого и изнурительного труда была снята часть насыпи кургана, открылись очертания огромной могильной ямы площадью около 27 м. Глубина ее достигала 6 м. Как и следовало ожидать, могила была ограблена. О былом ее богатстве давали представление оброненные грабителями золотые нашивные бляшки, золотая иголка, серебряный килик (чаша для вина) с греческой надписью на нем. Рядом с центральной могилой археологи обнаружили захоронения двух коней в богатом уборе — с золотыми налобниками в виде рыб, нащечниками в виде крыльев и т.д.

Многие признаки, однако, подсказывали, что этим тайны Солохи не исчерпывались. Веселовский был уверен, что под курганом должна скрываться по меньшей мере еще одна могила. Но в 1912 году нехватка средств и времени не позволили продолжить раскопки, и их возобновили лишь в следующем году.

Второй год исследований Солохи принес сенсационные открытия. Раскопки показали, что через некоторое время спустя после насыпки кургана (его высота тогда составляла 15 м) часть насыпи сбоку была снесена до основания и вырыта новая, не менее грандиозная могила. После совершения в ней погребения курган был досыпан — уже над обеими могилами — и еще более увеличен в размерах. В этой второй, боковой могиле и был похоронен скифский царь.

Длинный — более Юм — подземный коридор вел из глубокой шахты в обширную погребальную камеру с тремя боковыми нишами. В самую большую из этих ниш были помещены останки царя, а две другие предназначались для погребального инвентаря. Кроме того, в боковой стенке главной ниши был устроен тайник, в который были спрятаны особо ценные вещи. И все это лежало в том самом порядке, в каком было положено две с половиной тысячи лет тому назад!

Исследователи были ослеплены обилием золота и серебра. Царский горит, в котором, помимо лука, хранилось 180 стрел (они, как и лук, полностью истлели; археологи нашли только 180 бронзовых наконечников), был обложен серебряной пластиной, украшенной рельефными изображениями, идущими в несколько поясов. В верхнем поясе — уже знакомая по другим памятникам сцена: лев и грифон терзают оленя. В среднем изображена схватка конных и пеших воинов. Судя по одежде и вооружению, и те и другие являются скифами: у них длинные, ниспадающие на плечи волосы, короткие, типично скифские мечи-акинаки, боевые секиры; одеты они в подпоясанные кафтаны* отороченные мехом и длинные штаны. Однако если всадники бородаты, то пешие воины безбороды. Вероятно, художник изобразил здесь сцену битвы между воинами двух различных скифских племен.

Юные пешие воины могучи и красивы, в то время как их конные противники изображены нарочито безобразными: у них выпученные глаза, толстые губы, носы «картошкой». Победа явно на стороне пеших воинов. Один из них замахнулся боевым топором на преследуемого им всадника, прикрываясь от его занесенного копья щитом. Юный воин оголен до пояса — то ли он в пылу схватки сбросил кафтан, то ли не успел одеться, застигнутый врасплох внезапным налетом неприятельских всадников. Другой пеший скиф стаскивает за волосы второго всадника, раненый конь которого падает. Тот силится вытащить свой меч из ножен, но судьба его предрешена, хотя на помощь ему и спешит его спешенный соплеменник с обнаженным акинаком в руке...

У изголовья царя лежал греческий бронзовый шлем, а по правую руку — меч с золотым эфесом в обложенных золотом ножнах, украшенных изображениями зверей. На руках — пять золотых браслетов, на шее — золотая гривна, с украшенными цветной эмалью львиными головками на концах. Одежда расшита золотыми бляшками с рельефными украшениями. Здесь же стояла и парадная посуда — шесть серебряных сосудов и большой деревянный, обитый золотыми рельефными пластинками.

Особенно большой интерес представляет один из серебряных сосудов, украшенный изображением сцены охоты конных скифов на львов. Греческий художник, создавший этот сосуд, был превосходно знаком с обликом скифов, их одеждой и вооружением. Перед нами две пары всадников, охотящихся на льва и львицу. Лев нападает на одного из охотников, который занес копье, готовый поразить разъяренного зверя, а сзади на помощь ему спешит другой всадник, изготовившийся для выстрела из лука... Вторая сцена изображает львицу — почему-то рогатую, — готовую наброситься на охотника, который занес короткое копье над зверем. Его вздыбившийся конь храпит, отвернув в испуге голову. А сзади львицы другой верховой скиф на полном скаку стреляет в нее из лука. В охоте принимают участие и собаки, которые присутствуют в обеих сценах.

Но самой выдающейся находкой в кургане, прославившейся на весь мир, стал золотой гребень, лежавший у изголовья царя.

Массивный гребень весит 294 г. Его высота составляет 12,3, а ширина — 10,2 см. Девятнадцать длинных четырехгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. Под ним — изумительная скульптурная группа трех сражающихся воинов.

С первого же взгляда не остается сомнения в том, что это скифы. Они длинноволосы и бородаты, одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары, обуты в мягкие сапоги. Но у двоих из них поверх кафтанов надеты панцири, а у верхового скифа — по-видимому, царя — на голове греческий шлем, а на голенях поножи-кнемиды. С большой точностью переданы предметы вооружения скифов — щиты разной формы и конструкции, гориты-налучья с луками и стрелами, короткие скифские мечи-акинаки и их ножны, копье.

С живой непосредственностью изображена сцена боя двух всадников и пешего воина. Один из всадников уже вынужден продолжать сражение пешим — раненый конь его лежит на земле, истекая кровью. Прикрываясь щитом, воин пытается защищаться от всадника, который занес над ним копье. А тому на помощь спешит пеший воин с обнаженным акинаком. Таким же коротким мечом вооружен и их противник. Ясно, что воин, потерявший коня, обречен, он не в состоянии дать отпор двум своим врагам, и гибель его неминуема...

С поразительным реализмом исполнены фигуры людей и животных. Лицо всадника сосредоточенно и сурово — он уверен в победе и спокоен за исход схватки. Между тем на лице его врага, а также и помощника — гнев и ярость. Мы видим предсмертные судороги поверженного коня, видим кровь, струящуюся из его открытых ран, вздувшиеся вены на ногах вздыбленного коня — настолько тонко передал художник мельчайшие детали. Отдельные фигуры — воины, кони, а также предметы вооружения и т.д.— отчеканены из кусочков золота, а затем спаяны. После этого весь гребень был отполирован и дополнительно отделан при помощи острого резца.

Солохинский гребень — уникальный шедевр древнегреческого искусства, не имеющий себе равных во всем мире. Он, как и другие золотые изделия из скифских царских курганов, является произведением выдающегося греческого мастера, работавшего в Северном Причерноморье, прекрасно знакомого с жизнью и бытом скифов и выполнявшего заказы окруженной неимоверным богатством и роскошью аристократической верхушки скифского общества.

Сокровища Солохи вызвали огромный интерес во всем мире. Этими непревзойденными произведениями античного искусства восхищались и продолжают восхищаться миллионы людей, имевших возможность видеть их в экспозиции Эрмитажа и на выставках в городах разных стран и континентов.

http://f6.s.qip.ru/16IxPIa5L.jpg

0

2

Археологи определили истоки происхождения названия столицы Адыгеи

По результатам археологических раскопок в районе поселка Подгорного у столицы Адыгеи археологи нашли интересный артефакт, подтверждающий трактовку названия Майкопа как "долины яблонь".
Об этом 6 ноября ЮГА.ру сообщил ученый-археолог, доктор исторических наук Владимир Эрлих, уточнив, что при раскопках погребения археологического комплекса Псенафа (Светлая река), которое относится к меотской культуре, был обнаружен керамический сосуд с изображением яблоневого сада, датируемый II веком до нашей эры.
"Есть разные варианты перевода названия "Майкоп" – "образован в мае", "яблоня" в переводе с адыгейского. Но этой находкой мы поставили точку в спорах. Можно с уверенностью сказать, здесь с давних времен возделывали фруктовые сады. На кружке четко видно, что на ней выгравированы яблоки", – рассказал Владимир Эрлих.
Высота плоскодонной кружечки – 5,9 см, диаметр – 7,3 см. Вся она покрыта орнаментом: в нижней части тулова три зигзагообразные линии, выше – орнаментарный фриз, имитирующий деревья с кружками-"плодами", выше по венчику – еще одна зигзагообразная линия, две такие же линии проходят по внутренней стороне отогнутого венчика. А ручка сосуда покрыта косыми насечками.
Столь уникальная небольшая кружечка с прочерченными по сырой глине изображениями яблоневых деревьев почти не встречается. Поэтому этот керамический сосуд занял почетное место в новой выставке с символичным названием "Древности "Долины яблонь", которая открылась 6 ноября в Северо-Кавказском филиале Государственного музея Востока.
В целом в святилище и грунтовом могильнике было найдено свыше 1,5 тыс. различных предметов, характеризующих материальную культуру меотов. Часть этих находок представлена на выставке.
Само поселение Псенафа, просуществовавшее до I века нашей эры, занимает площадь около 10 га. По оценкам ряда археологов, время его основани относится к 8 тысячелетию до нашей эры.
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5O.jpg

0

3

Азовский музей-заповедник. Azov Museum Reserve (видео)

Продолжаются исследования усадьбы зажиточного горожанина, проживавшего на самой окраине сплошной жилой застройки средневекового города. Среди интересных находок – бронзовое зеркало. Подобные зеркала производили ремесленники Азака. Археологами найдено как минимум, четыре формочки. Однако, большая часть зеркал находится вне пределов города – в захоронениях кочевников, так как целые зеркала горожане теряли и выбрасывали очень редко. Обычно археологам достаются мелкие фрагменты. К тому же, из-за химически активного грунта находки часто в очень плохой сохранности. Поэтому каждое относительно целое зеркало – большая удача для археологов.
На зеркале изображен так называемый «звериный гон», очень частый сюжет в прикладном искусстве Востока. Однако, данный экземпляр сильно отличается от привычного для археологов типа. Как правило, золотоордынские зеркала с бегущими по кругу животными покрыты сложным орнаментном, где с трудом можно понять, где заканчивается хвост животного и начинается растительный побег. Поскольку литейные формы часто изготовляли путём оттиска на заготовку привозного прототипа, а сами формы использовались многократно, со временем, изображения теряли свой рельеф и с трудом просматривались. На данном экземпляре рельеф очень четкий, что говорит о том, что это первая отливка с литейной формы. При этом изображены четыре зверя без всякого растительного обрамления. Если обычно изображения выпуклые с прорисовкой деталей, то здесь есть только контурное изображение, как на детском рисунке. Археологи сожалеют, что утрачена часть зеркала с одним из зверей, но если бы оно было целым, зеркало не выбросили.
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa5Q.jpg
Видео http://bloknot-rostov.ru/lentanews/more … a-20141105

0

4

Древний могильник на окраине села Кицевка Харьковской области, которому более 1200 лет, первыми нашли черные археологи. Грабили и продавали раритеты в частные коллекции, пока им не перекрыли кислород сотрудники Харьковского краеведческого музея. Теперь здесь работают ученые, однако найденные ранее предметы иногда неожиданно дают о себе знать.

- К нам пришел застенчивый мужчина и показал коллекцию из 30 предметов из того самого погребения в Кицевке. Каким образом они к нему попали, не сказал, - вспоминает завотделом археологии Днепропетровского национального исторического музея им. Яворницкого Александр Старик. - Купить эту драгоценность музей, естественно, не мог. Но, к нашему удивлению, тот человек и не собирался ее продавать. Сказал, что это подарок. Хотя и знал, что стоит коллекция баснословных денег. В благодарность мы пригласили его на раскопки, чему он был очень рад, поскольку увлекается историей.

Пока историкам трудно дать оценку этому подарку, ведь такого рода коллекции им еще не встречались. Говорят лишь, что счет пойдет на десятки тысяч гривен. А поскольку предметы из одной коллекции, то и их ценность гораздо выше.

Все 30 экспонатов, как уже установлено, относятся ко второй половине VIII века и принадлежали хазарскому всаднику-аристократу. Его кремировали вместе со всем добром, а потом отдельно собрали прах, отдельно сложили предметы в "тайничок", который хранился возле погребения.

- Меч, которым при жизни кочевник защищался от врага, скручен в спираль. Это такой ритуал - чтобы умерший, если поднимется, не мог им навредить живым, - поясняет Александр. - А вот стремена - типичные для хазар. Боевой железный топор-чекан использовался пехотой и конниками в ближнем бою.

Пояс из кольчужной цепи в то время служил чем-то вроде косметички. На нем висели не только украшения и амулеты, но еще и гигиенические приспособления: железные копоушка и ногтечистка, бронзовый пинцет, который использовался как в ювелирном деле, так и для выщипывания волосков на подбородке.

- Наибольшую же ценность представляет кованая очажная цепь, - не скрывает восторга ученый. - Аналогов по размерам, по цельности, по сложности исполнения и по эстетичности официальная украинская археология еще не видела. Состоит она из закрученных восьмеркообразных звеньев, скрепленных четырехлепестковыми розетками. Дополнена фигурными крюками и украшена рогами - это такое стилизованное изображение быка. Столь искусное изделие говорит о высоком положении ее хозяина.
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jaT.jpg

Общество | История
Евгения РУДНИЦКАЯ (24 декабря) 168
Незнакомец подарил музею сокровища хазарского аристократа
Незнакомец подарил музею сокровища хазарского аристократа
Коллекция пополнилась очажной и поясной цепями, перстнями, согнутым мечом... Фото Днепропетровский исторический музей
Стоимость коллекции из 30 предметов VIII века ученые оценивают в десятки тысяч гривен.

Древний могильник на окраине села Кицевка Харьковской области, которому более 1200 лет, первыми нашли черные археологи. Грабили и продавали раритеты в частные коллекции, пока им не перекрыли кислород сотрудники Харьковского краеведческого музея. Теперь здесь работают ученые, однако найденные ранее предметы иногда неожиданно дают о себе знать.

- К нам пришел застенчивый мужчина и показал коллекцию из 30 предметов из того самого погребения в Кицевке. Каким образом они к нему попали, не сказал, - вспоминает завотделом археологии Днепропетровского национального исторического музея им. Яворницкого Александр Старик. - Купить эту драгоценность музей, естественно, не мог. Но, к нашему удивлению, тот человек и не собирался ее продавать. Сказал, что это подарок. Хотя и знал, что стоит коллекция баснословных денег. В благодарность мы пригласили его на раскопки, чему он был очень рад, поскольку увлекается историей.

Пока историкам трудно дать оценку этому подарку, ведь такого рода коллекции им еще не встречались. Говорят лишь, что счет пойдет на десятки тысяч гривен. А поскольку предметы из одной коллекции, то и их ценность гораздо выше.

Все 30 экспонатов, как уже установлено, относятся ко второй половине VIII века и принадлежали хазарскому всаднику-аристократу. Его кремировали вместе со всем добром, а потом отдельно собрали прах, отдельно сложили предметы в "тайничок", который хранился возле погребения.

- Меч, которым при жизни кочевник защищался от врага, скручен в спираль. Это такой ритуал - чтобы умерший, если поднимется, не мог им навредить живым, - поясняет Александр. - А вот стремена - типичные для хазар. Боевой железный топор-чекан использовался пехотой и конниками в ближнем бою.

Пояс из кольчужной цепи в то время служил чем-то вроде косметички. На нем висели не только украшения и амулеты, но еще и гигиенические приспособления: железные копоушка и ногтечистка, бронзовый пинцет, который использовался как в ювелирном деле, так и для выщипывания волосков на подбородке.

- Наибольшую же ценность представляет кованая очажная цепь, - не скрывает восторга ученый. - Аналогов по размерам, по цельности, по сложности исполнения и по эстетичности официальная украинская археология еще не видела. Состоит она из закрученных восьмеркообразных звеньев, скрепленных четырехлепестковыми розетками. Дополнена фигурными крюками и украшена рогами - это такое стилизованное изображение быка. Столь искусное изделие говорит о высоком положении ее хозяина.

Александр Старик рассказал о загадочном дарителе. Фото Соцсети

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Из скифского блюда бабушка кормила кур

Что случается с раритетами, попавшими "не в те руки", ученые рассказывают чуть ли не со слезами.

- Бывает, исторические ценности просто гибнут. Например, у нас в экспозиции есть венгерский меч, из которого селянин пытался сделать нож для использования в хозяйственных целях. Чудом спасли наконечник древнего копья - его от тоски пенсионер метал в деревянную дверь сарая, - рассказывают в музее. - Как-то в сельском дворе археологи увидели скифское блюдо, из которого бабушка кормила кур. А скифская стела лежала вместо порожка к уличной колонке - люди на нее становились, чтобы в грязь не вступать.

0

5

На востоке от Евпатории, на Ортлинском лимане северного побережья озера Сасык-Сивашского,  археологи обнаружили античное городище, эпохи античного Херсонеса.

Найденная античная греческая усадьба Ортли относится к IV веку до нашей эры, её обнаружили в 2010 году со спутника, с помощью магнитной съёмки, проведенной геолого-археологической экспедицией Санкт-Петербургского государственного университета.

Археологические раскопки были начаты в ноябре 2012 года, под руководством доктора исторических наук Вадима Александровича Кутайсова,  старшего научного сотрудника Крымского филиала,  института археологии Национальной академии наук Украины.
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jb6.jpg
В.А Кутайсов считает, что обнаруженная усадьба была построена примерно в 325 году до н.э., и в 270  году до н.э., поселение погибло,  и больше никогда не восстанавливалось. Не смотря на то, что от усадьбы остался только цоколь, Вадим Александрович  считает эту  находку уникальной, так как это однослойный памятник.
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jb7.jpg
Сравнивая эту находку на берегу Ортлинского лимана с раскопками в Евпатории, доктор исторических наук В.А Кутайсов, рассказал, что в Евпатории был поднят пятиметровый культурный слой, раскрывающий историю жизни пяти городов на месте Керкинитиды. Археологические находки  охватили  большой исторический период времени жизни Керкинитиды — с 530 года по 13 год до нашей эры. Каждый из пять культурных горизонтов Керкинитиды в археологических раскопках, занимал около 1 метра в ширину  – один скифский и четыре греческих слоя.
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jb8.jpg
В центре поселения Ортли располагаются четыре усадьбы, образующие, почти, квадрат примерно 50х53 метра — гекаторюг или 100х100 египетских локтей. Греческий  полис Херсонес использовал модуль 52,5х52,5 метра при разметке земельных участков для площадей  внутри города, и за его пределами, во всей округе. Из этого можно сделать вывод, что поселение Ортли было также подчинено Херсонесу.
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jb9.jpg
В центре Тарханкутского полуострова у села Красносельское открыто поселение Кунан, постройки его спланированы по тем же модульным размерам 50х53 метра, что и поселения на северном и восточном берегу Сасык-Сивашского озера, что доказывает их подчинение законам Херсонеса. Все найденные поселения находятся, довольно, далеко — 20-30 км от морского побережья, это опровергает ранее высказанные предположения, что Херсонес IV веке до нашей эры был портовым городом и занимал на карте нашего полуострова лишь узкую полоску берега, и подчинял себе поселения на  побережье шириной  не более 5-7 км.
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jba.jpg
В поселении Ортли из-под многовековой насыпи археологи очистили  одну из четырех усадеб в северо-восточном своем углу поселения, размером около 23х23 метров, которая прикрывалась сторожевой башней, размером, примерно, 10х10 метров. Ученые предполагают, что сторожевая башня поселения погибла при сильнейшем пожаре во время нападения на усадьбу скифов-кочевников.
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jbb.jpg

«Температура во время пожара была настолько высокой, – разъясняет Кутайсов, – что сырцовые глиняные кирпичи, из которых были сложены стены, прокалились до почти керамического состояния!».

О внезапности и больших масштабах пожара на поселении говорит оставшаяся на своих местах домашняя утварь. В  северо-восточной части усадьбы были обнаружены останки скелета женщины, которая погибла во время скифского набега.

После пожара кирпичная башня несколько изменилась внешне: тесаные деревянные блоки, внешних стен башни не сгорели в пожаре и были разобраны, вероятно, их вывезли для укрепления стен Керкинитиды в сложные для города времена. С северной стороны башни были пристроены небольшие помещения.
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jbc.jpg

Остальные три усадьбы поселения Ортли имеют чуть большую площадь, но планировка та же: двор, вокруг которого по периметру внешних стен группируются жилые и хозяйственные постройки.
Вадим Александрович заверил, что на месте раскопок поселения Ортли обязательно будет организован музей. Турфирмы Алматы Поедем!
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbd.jpg

0

6

http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbU.jpg
1.04.2014. Российские археологи во время раскопок храма Деметры обнаружили месторождение нефти. Древние греки добывали на Кубани нефть в промышленных масштабах.

К такому выводу пришел руководитель Восточно-Боспорской археологической экспедиции к.и.н. Николай Сударев. Ученого уже давно волновал вопрос, по каким причинам греческие колонисты покинули свои цветущие метрополии и переселились в столь неблагоприятные для них климатические условия. Ответ на поставленный вопрос дали археологические исследования храмового комплекса в поселке Вестник. Во время раскопок непосредственно под алтарем храма Деметры было обнаружено непонятное отверстие. Между тем сам алтарь представлял из себя скорее не сакральное место, а какую-то промышленную конструкцию. Еще раньше местные энтузиасты-историки удивлялись практически инопланетной, внезмной кладке стен сооружения. В ходе расчистки подалтарного пространства на глубине 10 метров археологов практически выкинул на поверхность фонтан нефти.

Разлив нефти на месте храмового комплекса в районе поселка Вестник

Николай Сударев: «Все случилось настолько неожиданно, что первые минуты мы прибывали в шоковом состоянии. Струя нефти била на высоту более 30 метров. Вся территория, окружающая храм, в результате залита выбросами черного золота.»

В данный момент на место обнаружения нефтяного месторождения выехали специалисты МЧС и геологи. Стягивается тяжелая техника. Перед специалистами стоит тяжелая задача локализовать место нефтяного разлива приближающегося уже к соседнему поселку Юровка.

Между тем на вновь открытое нефтяное месторождение прибыл губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. По его мнению, эта находка археологов уже в ближайшее время серьезно повлияет на всю экономику Кубани, а может и всей России.

Храм Деметры в районе поселка Вестник

Николай Сударев: «По моему личному мнению, греков в этот район Северного Причерноморья притягивала именно нефть. При этом места её добычи они маскировали под храмы своих богов. В нашем случае это очень символично, так как дочь Деметры, богиня Персефона, была также царицей подземного царства – Аида.

Археологи начинают раскопки алтаря, под которым была обнаружена нефтяная скважина

Рядом с храмовым комплексом Деметры в древности находился пролив из Черного в Азовское море. Греки, приплывающие на судах-танкерах из метрополии, по принадлежности храмов тому или иному богу сразу определяли места заливки нефтепродуктами. Николай Сударев считает, что нужно срочно провести крупномасштабные археологические исследования всех греческих храмов посвященных богиням Деметре и Персефоне. Таким образом, удастся вскрыть все месторождения нефти, располагающиеся в Краснодарском крае еще с античных времен. Подобного рода изыскания могут получить статус национального проекта.

Николай Сударев держит кувшин с первой нефтью, обнаруженной рядом с поселком Вестник.

По оценкам специалистов открытое российским археологом месторождение нефти по своим запасам значительно превосходит запущенное недавно иракское месторождение «Западная Крна-2».

Николая Сударева помимо этого сенсационного открытия можно сегодня поздравить и с Днем Рождения, сегодня, 1 апреля, ему исполнилось 49 лет. Хороший возраст, чтобы из археолога превратиться в преуспевающего нефтепромышленника.
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jbV.jpg
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jbX.jpg
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jbW.jpg

0

7

0

8

ОБНАРУЖЕННЫЙ НА ТАМАНИ ДРЕВНИЙ ГОРОД МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ
На Тамани обнаружили новый город. В нескольких километрах от поселка Приморского археологи нашли руины древнегреческой колонии. По мнению ученых, город был основан в VI веке до нашей эры и был довольно крупным. Ученые предполагают, что нашли древнегреческий полис Кепы, прославленный знаменитым оратором Демосфеном. Так выглядит древнегреческий полис, а это — то, что нашли археологи. Хаотично разбросанные камни — на самом деле усадьба горожанина, которую разрушила примерно в I веке до нашей эры армия боспорского царя. «Только что мы расчистили фрагмент амфоры. Это амфора с так называемыми двуствольными ручками, светлоглиняная. Это говорит о том, что данная усадьба, скорее всего, погибла во времена Митридата Евпатора», — пояснил Николай Сударев, руководитель Восточно-Боспорской археологической экспедиции ИА РАН. Тогда же, полагают ученые, перестал существовать и сам город. Археологи начинают изучать полис с его гибели — это самые верхние культурные слои. Раскопки здесь ведутся всего несколько дней, но исследователи уже обнаружили две усадьбы, тысячи фрагментов керамики и несколько предметов, попавших сюда в разные века, как, например, осколок синопской амфоры с клеймом мастера. «Это клеймо, оно, видимо, где-то 30-20-х годов IV века, а некоторые клейма датируются с точностью до пяти лет. Вот это хроноиндикатор, как мы говорим, очень надежный и качественный, для археологии незаменимая вещь», — рассказал Сергей Монахов, доктор исторических наук, профессор. Греческий полис ученые обнаружили в нескольких километрах от поселка Приморского. Георадарные исследования показали: город очень большой, занимает по самым скромным подсчетам 30 гектаров. Его масштабы позволили ученым предположить и его название — Кепы. Причем, уже второй по счету на таманском полуострове. Дело в том, что на традиционной археологической карте Кепы расположены северо-восточнее Фанагории, примерно в пяти километрах. А вот то место, где ученые нашли новые Кепы. «То городище, которое традиционно связывается с Кепами, оно, скорее, называлось Апатуром. Погребальный обряд того городища ближе к фанагорийскому, чем к милетскому, а Кепы, известно, что были милетской колонией», — считает Николай Сударев. Таким образом, археологическая карта может измениться: Кепы расположатся ближе к нынешней Тамани, а там где они находились ранее, появится город Апатур. Но пока это только теория. К слову, Кепы прославил знаменитый греческий оратор и политик Демосфен. — Кепы — по-гречески это сады. Это родина бабушки Демосфена. Бабушка и дедушка Демосфена были своего рода правителями Кепов, археологи не исключают, что в ходе раскопок смогут найти что-нибудь принадлежащее предкам знаменитого греческого оратора. «Из всего, что ученые нашли на раскопках, сейчас вот этот фрагмент считается самым ценным и интересным. Это осколок стенки клазоменской столовой амфоры, он датируется серединой VI века до нашей эры. Ученные говорят, он всего на 25 лет старше самого города», — сказала Александра Проскурина, специальный корреспондент «Девятого канала». .
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbY.jpg

0

9

Первое заседание о возвращении музеям Крыма коллекции скифского золота из Нидерландов состоится 21 января 2015 года в суде Амстердама.
ранее по теме

Суд обещает быть долгим. 21 января, в начале судебных слушаний, состоится представление дела без участия сторон. Музей Алларда Пирсона, который и должен вернуть Крыму золотые сокровища, контактирует со всеми заинтересованными сторонами через их законных представителей.

- Мы работаем над обоснованием нашей позиции, - заявил агентству РИА Новости директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. - У украинской стороны только один аргумент - национальное законодательство, по которому коллекция скифского золота объявлена национальным достоянием Украины. Больше никаких других аргументом у них нет. Они не владели этими вещами, не занимались их хранением, исследованием. У Крыма намного больше оснований считать это золото своим, нежели у Киева.

Как подчеркивают хранители крымских музеев, контракты о проведении выставки были заключены напрямую между крымскими музеями и Университетом Амстердама, которому принадлежит музей Алларда Пирсона. В соответствии с контрактами экспонаты должны быть возращены законным владельцам - крымским музеям.

Ситуация, при которой крымским музеям предложено в суде доказывать право на экспонаты из своих фондов, найденных в крымской земле, и многие из которых хранятся в крымских музеях еще с XIX века, беспрецедентна. Предметом судебного спора становится археологическое наследие Крыма, то есть часть его культурной идентичности. Вне зависимости от того, в состав какого государства входил в разные века крымский полуостров, хранением и изучением местных археологических находок всегда занимались исключительно крымские музеи. Это уникальные научные центры, где работают лучшие специалисты по древней истории Крыма. Утрата археологических находок не только обеднит коллекцию, но и сделает невозможной дальнейшую научную работу историков и археологов.

- Блокирование коллекции в музее Алларда Пирсона и предложение разрешить вопрос в суде создает опасный прецедент и ставит под сомнение верховенство норм международного права в вопросах охраны культурных ценностей, - говорится в открытом письме крымских музеев. - Мы понимаем, что сложившаяся политическая ситуация и мнение мирового сообщества относительно событий марта 2014 года в Крыму создают негативный фон для разрешения вопроса о возврате музейных экспонатов на Родину.

Однако, любые политические конфликты когда-нибудь разрешаются, а ставить судьбу культурного, археологического наследия Крымского полуострова в зависимость от сиюминутных политических интересов губительно. Убеждены, что трагическая история перемещения культурных ценностей в середине XX века не должна повториться в XXI веке, и даже теоретическая возможность лишения народа своего культурного наследия недопустима.

Напомним, 19 ноября четыре крымских музея подали коллективный иск в суд Амстердама к музею Алларда Пирсона с требованием вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Музейщики полуострова рассчитывают, что коллекция скифского золота вернется на свою родину, в крымские музеи.

Справка "РГ"

Выставка "Крым. Золото и тайны Черного моря" открылась в археологическом музее Алларда Пирсона в Амстердаме 7 февраля 2014 года. Пять музеев, из которых четыре крымских (Центральный музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник "Херсонес Таврический"), представили до двух тысяч экспонатов, в том числе и коллекцию скифского золота, насчитывающую более тысячи артефактов. Среди экспонатов есть такие уникальные археологические артефакты, как китайские лаковые шкатулки из Усть-Альминского могильника, расписной алтарь из погребения скифского царя Скилура в мавзолее Неаполя Скифского в Симферополе, уникальные декреты из Херсонеса, а также статуя змееногой богини скифов, которая является символом города Керчь, памятник которой установлен в центре Симферополя.

По окончанию выставки все ценности должны вернуться домой, но киевские власти заявили, что ценности являются не собственностью музеев, а принадлежат государству Украина и должны быть переданы Киеву. Крымские музеи настаивали на возвращении их в свои фонды. Но Нидерланды решили не возвращать спорное золото скифов до решения компетентного суда или соглашения между сторонами.

0

10

Поселение у поселка «За Родину»

Безымянное городище, расположенное в 1,5 км от Азовского моря в полукилометре от юго-западного угла поселка рыбколхоза «За Родину» Темрюкского района известно с XVIII в. (Pallas P. S., 1794, s. 274; Dubois de Montpereux F., 1843; Герц К. К., 1870, с. 104; Войцеховский С. Ф., 1929, с. 8).

Таблица XLVII. Поселение у поселка «За Родину»
1 — реконструкция плана архитектурного ансамбля и толоса второй половины III — середины II в. до н. э.; 2 — рекон струкция юго-западной части перистильного двора и толоса; 3—11 — профили капителей колонн дорического ордера; 12 — дорическая капитель: общий вид и вид снизу; 13—14 — базы ионийского ордера; 15 — фрагмент мраморных солнечных часов; 16 — план архитектурного ансамбля, превращенного в резиденцию Хрисалиска (конец II — конец I в. до н. э.); 17 — вал, разрез северной части; 18—40 — находки из дома Хрисалиска: 18 — плита с надписью; 19 — изображение на плите; 20—32 — керамика; 33—35 — обрывки веревки; 36 — 37 — части деревянной мебели; 38—40 — терракоты из домашнего святилища; 41 — реконструкция плана крепости I—II вв. н. э. Составитель Н. П. Сорокина
Раскопками выявлены пять культурных слоев от V—IV вв. до н. э. по первые века нашей эры (Сокольский Н. И., 1975; 1976а). Слой V—IV вв. до н. э. прослежен только по находкам. Во второй четверти III — середине II в. до н. э. здесь находился архитектурный ансамбль, состоящий из перистильного двора и толоса (табл. XLVII, 1, 2). Перистильный двор (площадь 2310 м2) трапециевидной формы был обрамлен со всех сторон длинными постройками, которые делились на помещения с черепичными крышами. В западной постройке, наиболее хорошо сохранившейся, было девять помещений. Вдоль построек со стороны двора тянулись галереи так же с черепичными кровлями. Поддерживающие их деревянные опоры стояли с промежутками — интерколумниями от 1,65 до 2,25 м на сплошной однорядной каменной кладке в специально сделанных для них углублениях. Двор местами сохранил разнохарактерное замощение. Под некоторыми вымостками имелись водостоки. В западной части двора — стоял толос — круглая в плане постройка диаметром 21,2 м на глиняном одноступенчатом основании, обрамленном каменной однорядной кладкой. Расположенная на расстоянии 2,40 м от края основания стена целлы, сложенная из сырцового кирпича, лежала на фундаменте шириной 0,90 м из рваного камня с заложенными в него известняковыми квадрами с продухами. Диаметр внутреннего помещения — 14,40 м. Снаружи у толоса имелось 32 колонны дорийского ордера с интерколумниями, равными 2,08 м, внутри — восемь ионийских колонн, стоявших по кругу на известняковых квадрах (табл. XLVII, 3—15). Особенности строительного материала (дерево, сырцовый кирпич) более приземистые пропорции, большое число наружных колонн придали толосу некоторое своеобразие по сравнению с подобного типа постройками, известными в Греции.

В середине II в. до н. э. этот архитектурный ансамбль был разрушен. С 20-х гг. II в. до н. э. руины перистильных построек восстанавливаются, однако, со значительными переделками, превратившими его из святилища в укрепленную усадьбу. Отремонтированный перистильный двор был обнесен мощным валом со рвом и в северо-западном углу двора было построено монументальное двухэтажное здание с сырцовыми стенами толщиной 1,65 м, стоящими на каменных фундаментах. Прослежены так же остатки каменной лестницы. Дом имел пять внутренних помещений общей площадью 378 м2 (табл. XLVII, 16, 17). Два из них (А, Б) были хозяйственными, а в одном находилось, видимо, домашнее святилище. Разгром усадьбы, сопровождавшийся большим пожаром, относится к последнему десятилетию I в. до н. э. Он, возможно, был связан с карательной экспедиций Полемона в период его борьбы за боспорский престол. В слое пожара найдена столовая и кухонная посуда, деревянные, костяные, бронзовые предметы, терракоты, веревки, зернотерки и т. д. (табл. XLVII, 20—40). Последним хозяином усадьбы был Хрисалиск, живший при царе Асандре (47—17 гг. до н. э.) как сообщает найденная здесь надпись. Здесь же найдена плита со схематическим изображением богини Тюхе (табл. XLVII, 18, 19). Особенности надписи Хрисалиска, фундаментальность усадьбы — резиденции позволяют видеть в нем видного магистрата Боспорского государства времени правления Асандра. В I в. н. э. в период экономической и политической стабилизации Боспора, после бурных событий I в. до н. э. на развалинах резиденции Хрисалиска возводится прямоугольное в плане укрепление, простоявшее здесь более столетия (табл. XLVII, 41). Оно перекрыло лишь северную часть строений предшествующих эпох. В северо-западную линию обороны были включены мощные стены дома Хрисалиска, так, что он представлял собой выступ, подобный огромной башне. В северо-восточном углу сохранилась другая прямоугольная башня с внутренним помещением. От нее тянулись стена из сырцовых кирпичей на каменных фундаментах шириной 1,30 м.

http://savepic.ru/6604385.jpg

0

11

"Пушка бронзовая XIV-XV вв. Найдена в г.Старый Крым в 1966 г."
Феодосийский музей. Крым.
Интересно, татары от турок отстреливались или уже с нашими такими артефактами воевали?
http://savepic.ru/6597235.jpghttp://savepic.ru/6589043.jpghttp://savepic.ru/6594163.jpghttp://savepic.ru/6571635.jpghttp://savepic.ru/6581875.jpghttp://savepic.ru/6579827.jpghttp://savepic.ru/6583923.jpg

0

12

В раскопках под Ростовом обнаружен золотой флакон II века нашей эры
Опубликовано: 13 Января

Под Ростовом в курганном могильнике на месте начавшегося строительства аэрокомплекса «Южный» найден золотой флакончик. Его содержимое установят со временем эксперты, а пока остается любоваться филигранной работой мастеров II века нашей эры.

Флакончик найден в женском погребении и не сразу был замечен. На него наступили ногой, изрядно помяв, и сохранилось это маленькое золотое чудо в комке грязи. Вера Ларенок нашла аналог такой парфюмерной посуды среди грузинских образцов, что говорит о торговых связях сарматов. Такой флакончик носился на цепочке вместе с медальоном как подвеска.

Могильник находился недалеко от станицы Грушевской на месте строительства водовода, который будет проведен к новому аэропорту. Там рядом с экспедицией сотрудников «Южархеологии» работали и московские археологи.
http://savepic.ru/6629834.jpg

0

13

КРЫМСКИЙ КЛАД

В музей Ливадийского дворца в Крыму передали настоящий клад. Его обнаружили сотрудники федеральной службы безопасности во время проверки одной из бывших украинских резиденций.

Речь идет о 80 предметах интерьера, все они имеют высокую историческую и художественную ценность. Самые значительные находки — серебряный ковш работы Карла Фаберже и мраморная статуя, изготовленная в Италии и датированная XVIII веком.

Коллекцию дополняют серебряные столовые приборы и старинные вазы. Общая стоимость подаренных музею вещей пока точно неизвестна. Но предположительно, может достигать нескольких миллионов рублей.

Министерство культуры Крымской республики намерено в ближайшее время провести экспертизу находок и включить их в экспозицию Ливадийского дворца.
http://savepic.ru/6670797.jpg
http://savepic.ru/6669773.jpg

0

14

Археологи хотят поднять со дна Керченского пролива штурмовик, сбитый во время Великой Отечественной войны, и установить его в Самаре
11.01.2015 | Автор: interfax.by

Группа дайверов-археологов предлагает установить в Самаре к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне штурмовик ИЛ-2, который был сбит над Керченским проливом в годы войны, сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель некоммерческого объединения "Самарская областная историческая поисковая экспедиция" Михаил Шиперский.

По его словам, активисты планируют весной 2015 года поднять самолет со дна.

"Мы не случайно выбрали именно этот самолет, ведь раньше он выпускался на двух предприятиях Куйбышева (ныне - Самара). На наш взгляд значимость этого объекта очень высока как в масштабах Самарской области, так и всей страны", - сказал собеседник агентства.

Для установки самолета, по словам М.Шиперского, требуется специальное помещение, потому что воздушное судно может легко разрушиться от воздействия окружающей среды.

"Наша организация предложила поместить его в специальный ангар на территории музейного комплекса "Самара космическая". Предполагается, что там можно будет выставлять и другие крупные военные объекты: самолеты, танки и пушки. Мы в дальнейшем готовы поднимать их из водоемов и привозить в музей", - сказал собеседник агентства.

Объединение "Самарская областная историческая поисковая экспедиция" активно сотрудничает с группами "Нептун-Про" и "Wreck", которые объединяют энтузиастов со всех регионов страны и ближнего зарубежья. Водолазы ведут свою деятельность с середины 1990-х годов и занимаются подводной археологией, связанной с периодом Великой Отечественной войны. Экспонаты, поднятые группой дайверов, уже выставляются в музеях Краснодарского края и Крыма.
Читать полностью: http://www.interfax.by/news/world/1175585

0

15

26.05.2015, 18:03
На дне Черного моря в Крыму обнаружен огромный античный корабль

Большой античный корабль обнаружен на дне Черного моря возле Севастополя на глубине 82 м, передает «Интерфакс».

«Находку, уже названную учеными уникальной, обнаружили участники клуба глубоководных исследований «Ростов-дайв», на счету которого множество важных археологических находок. Нынешнее открытие, предположительно, стало самым большим в истории за последние столетия», — рассказал источник агентства.

По данным ученых, это крупное византийское судно длиной до 125 м, которое затонуло по неизвестным причинам. Отмечается, что руководитель клуба «Ростов-дайв» Роман Дунаев обратился за помощью к руководству Министерства обороны и Русского географического общества с целью организовать совместную экспедицию и обеспечить сохранность культурных ценностей. Экипажами специальных судов и специалистами управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ (УПАСР) Черноморского флота совместно с дайверами была проведена разведка в районе предположительного нахождения корабля. На его борту найдены сотни амфор, многие из них целые — скорее всего, корабль перевозил масла и вина.

«В настоящее время военные моряки, ученые РГО, участники клуба «Ростов-дайв» и археологи готовятся к глубоководным работам. На начальном этапе экспедиции необходимо разметить район расположения подводных объектов, провести видео-, фото-, 3D-фиксацию расположения находок и только затем можно будет приступать к бережному подъему артефактов», — добавил источник.

По информации пресс-службы, предстоит точно установить, находится на дне один или несколько кораблей, приблизительный год их крушения и причины гибели.
«Газета.Ru»

0

16

Единственный прижизненный фотопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный самим Луи Дагером
http://f6.s.qip.ru/16IxPIhfh.jpg

0


Вы здесь » Историко-археологический форум Кубани и Крыма » История и новости археологии » Новости археологии Крыма, Кубани и окрестностей