Историко-археологический форум Кубани и Крыма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Историко-археологический форум Кубани и Крыма » История и новости археологии » Древности Причерноморья и не только


Древности Причерноморья и не только

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Тиберий Юлий Рескупорид, сын Савромата II, царь Боспора (210-228 гг). Большей частью в гробницах Боспорского царства находили не полные маски, а наглазники и нагубники из золотых пластинок. Аналоги из серебра встречаются в могильниках Прикамья.
http://f6.s.qip.ru/Vmk2GxgK.jpg

0

2

Накладка на ножны меча.Вторая половина V века.Керчь, Крым
Золото, железо, альмандины
http://f5.s.qip.ru/N7LfbTJM.jpg

0

3

Стригели. сер.IIв. н.э.Горгиппия (Анапа). Бронза, эмаль
http://f5.s.qip.ru/N7LfbTJX.jpg

0

4

Крым. Венок из некрополя Джург-Оба 5 век н.э.

http://f6.s.qip.ru/N7LfbTJZ.jpg

0

5

Золотая диадема, Вани, 5 в. до н.э. Национальный музей Грузии. Золотая кладовая
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa5M.jpg
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5N.jpg

0

6

Золотая «Поясная пластина». I в. до н.э. – I в. Астраханская губерния
Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей»
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5R.jpg

0

7

Золотой лев из Цнори, 20-18 вв. до н.э.
Национальный музей Грузии. Золотая кладовая.
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5S.jpg

0

8

Серебряный кувшин
вторая половина 4 века до н.э.
Музей истории Враца. Фото: Bulgerian академия наук
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5U.jpg
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5V.jpg
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5W.jpg
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa5X.jpg
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa5Z.jpg
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa5Y.jpg

0

9

Статуэтка Юпитер II-Iвв. до н.э. ст.Черниговская (Россия), бронза.
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa60.jpg

0

10

Накладки на ремень со ставками VII век
Перещепинский комплекс
Золото, гранат, аметисты; ковка, пайка, зернь
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa61.jpg

0

11

Пояс аланский, 5 век, серебро
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa62.jpg

0

12

Крышка. Серебро, позолота
Вторая половина IV века до н.э. Древняя Фракия.
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa64.jpg

0

13

Скифы
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa65.jpg
http://f6.s.qip.ru/16IxPIa66.jpg

0

14

Бронзовый статуэтка обнаженного мужчины, Кавказ, 8-6 век до н.э.
http://f5.s.qip.ru/16IxPIa67.jpg

0

15

Накладка. Конец IV — начало V в. н. э. (Пантикапей)
Золото, серебро, гранаты,6,7 x 7,0 см
Керчь

Накладка (от пары) в виде сдвоенных фигурок козлов, обращенных мордами в противоположные стороны, состоит из двух серебряных и одной верхней золотой пластин. Они соединены при помощи серебряных штифтов. Лицевая поверхность накладки украшена вставками граната в ячейках разнообразной формы, исполненных в технике перегородчатой инкрустации (cloissonné)
http://f5.s.qip.ru/6fjZ4jb1.jpg

0

16

Керченский миссорий Констанция II (Гос. Эрмитаж).
Диаметр блюда 0.25 м, его вес 1 фунт, 58 золотников, 60 долей (≈660 граммов)

Керченский миссорий (керченский щит) — серебряный предмет в форме блюда или щита, случайно обнаруженный в январе 1891 года в Керчи. Первоначально был отнесён к эпохе Юстиниана I и считался его изображением. В настоящее время признано, что на нём изображён римский император Констанций II
В январе 1891 года в Керчи, на северо-восточном склоне горы Митридат была случайно открыта древняя катакомба. Несмотря на явные следы разграбления в древности, в ней было найдено несколько предметов, имеющих большое археологическое значение. Важнейшим среди них было серебряное блюдо без поддона, напоминающее древние коммеморативные щиты, известные по античным описаниям и в незначительном количестве дошедших до нашего времени. тот памятник немедленно после своего обнаружения был доставлен в Императорскую Археологическую Комиссию, которая признала его заслуживающим внимания и подробного изучения. Председатель Комиссии, граф Бобринский в июле 1891 года тщательно осмотрел катакомбу и составил её план
На вогнутой внутренней стороне блюда посередине изображён скачущий всадник, впереди которого выступает Ника, а позади едет воин. Судя по нимбу и диадеме, всадник изображает императора. У него полное продолговатое лицо, обращённое к зрителю, большие глаза, длинный нос и резко очерченный подбородок. Ниспадающие на затылок волосы подстрижены «в скобку». Одет он в украшенный роскошной вышивкой кафтан, плотно прилегающие штаны и ботинки. Видна только его правая рука, в которой он держит копьё. Через правое плече идёт перевязь, на которой висит меч. Башмаки, пояс, перевязь и уздечка коня украшены драгоценными камнями.
Выступающая спереди Ника, обращённая к всаднику, в правой руке держит венок, а в левой — пальмовую ветвь. На Нике безрукавный хитон и накинута на левую руку хламида. На правой руке кольцо, а на скрученных спереди волосах диадема.
Следующий за всадником воин, подобно императору, безбород и стрижен «в скобку». Одежда у него, также, похожа на одежду императора, за исключением перевязи и драгоценных камней на башмаках. На его шее висит медальон, вооружён он копьём и щитом. Последний окружен по краю простым орнаментом, а в центре монограмма Христа. Под ногами коня лежат выпуклый щит и листья
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbj.jpg

0

17

Знаменитая ракушка («ковшик из морской раковины с серебряной ручкой») из Бердянского клада, обнаруженного в 1892 (1894-?) году на месте некогда существовавшего на берегу Азовского моря торгового города Полоники (Polonixi) Венецианской морской империи. Ныне сохраняется в Восточной коллекции Российского Государственного Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге

В средневековой Европе паломники, побывавшие в Святой Земле, нашивали такие раковины на одежду, и они являлись символом божественного покровительства и защиты. В центре ракушки, обрамленной позолоченным серебром, расположен серебряный жетон с изображением барана — характерным для ювелирных изделий, изготовленных на территории самой Золотой Орды. Надпись на армянском языке гласит — «Шахук, раб Бога». Судя по армянской надписи на жетоне, ковшик из Бердянского клада принадлежал жителю приазовских Полоник армянской национальности, выходцу из Киликии — средневекового Армянского государства в юго-восточной части Малой Азии, захваченного в 1375 году египетскими мамлюками. Помимо «ковшика из морской раковины», в Бердянском кладе были обнаружены: …«фрагменты серебряной обкладки кувшинчика (тулово, возможно из кокосового ореха, утрачено), две серебряные чашечки и 72 накладки из серебра, служившие, очевидно, украшением убора верхового коня». — Смирнов Я. И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. — СПб.: Издание императорской археологической комиссии, 1909 г.
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbk.jpg

0

18

ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ ТИРАМБЫ

Обе статуэтки изготовлены в двух формах, доработаны стекой, покрыты обмазкой и раскрашены
результате исследований, проводимых археологическими экспедициями Музея c 1959 по 1965 год на городище и некрополе Тирамбы1, коллекция ГМИИ пополнилась терракотовыми статуэтками боспорского производства. В отличие от городища, где была открыта лишь одна терракота, из некрополя происходят десять статуэток, датированных периодом I в. до н.э. – I в. н.э.
Особого внимания заслуживают две из них – статуэтки Афродиты с Приапом и Тюхе, культ которых получил широкое распространение на Боспоре в позднем эллинизме. Богиня любви (№ 146.1) изображена обнаженной на фоне гиматия. Слегка повернутую вправо голову венчает стефана. Обе руки подняты вверх: правой она приподнимает край покрывала, левой – придерживает прядь волос, выжимая из них воду. На шее богини ожерелье с каплевидными подвесками, на груди – медальон, на руках и ногах браслеты. Локтем левой руки она опирается на статую Приапа. Наличие дополнительной опоры придает торсу изгиб и бóльшую свободу движения, что изменяет расположение складок одежды и увеличивает изысканность силуэта. Изображение девушки у вертикальной опоры было излюбленным приемом в это время.
Весьма вероятно, что скульптурный тип обнаженной Афродиты, получивший в науке название «Анадиоменa» («Выходящая из воды»), вобрал в себя два более ранних изображения. Так, согласно Плинию2, Пракситель изваял статую девушки, грациозным движением поднятых вверх рук возлагающей себе на голову стефану. Не дошедшая до нас скульптура воспроизведена в бронзовой статуэтке, хранящейся в Британском музее3. Подобный жест был изображен и на известной картине Апеллеса последней четверти IV в. до н.э., представляющей обнаженную Афродиту, выходящую из воды и выжимающую волосы. Считается, что этот скульптурный тип богини появился в середине II в. до н.э. в среде мастерских ионийского побережья, а в конце II в. до н.э. получил широкое распространение в коропластике4.
Тюхе – богиня случая и удачи (№ 146.2) – изображена стоящей в длинном, высоко подпоясанном хитоне и гиматии, один конец которого перекинут через плечо, другой, опоясывая фигуру жгутом, свисает с левой руки. В правой руке – чаша, в левой – рог изобилия с гроздьями винограда, яблоками и гранатом. На голове высокий убор типа модия. Пышная прическа, образованная двумя рядами тугих локонов, обрамляет лицо и шею.
Найденные в Тирамбе терракотовые статуэтки свидетельствуют о высоком мастерстве боспорских мастеров в римское время. В облике богинь еще сохраняются эллинистические черты, близкие произведениям Малой Азии (Мирина). Так, в фигурке Афродиты прослеживается та же вытянутость пропорций, трактовка складок гиматия и прически, обилие украшений. Статуэтка Тюхе, при сохранении эллинистических черт, демонстрирует особенности коропластики первых веков нашей эры: своеобразная форма головного убора в виде башни, декоративность волос, трактовка гиматия, перепоясывающего фигуру.
Вопрос о назначении этих терракот остается нерешенным. Статуэтки происходят из некрополя и были расположены около головы умершей. Возможно, они имели сакральный смысл, играя роль погребальных даров и апотропеев.
Т.А. Ильина
http://f6.s.qip.ru/6fjZ4jbQ.jpg

0


Вы здесь » Историко-археологический форум Кубани и Крыма » История и новости археологии » Древности Причерноморья и не только